Российский союз ветеранов Афганистана Свердловской Областной

Добро пожаловать на сайт Свердловской Областной Организации
 имени Героя Советского Союза Юрия Исламова Общероссийской
 Общественной Организации "Российский Союз ветеранов Афганистана"!

навигация
Главная
О нас
Правление
Президиум Правления
Наш фотоархив (мероприятия, праздники)
Наша газета
Страница Юрия Исламова
Книга памяти (Свердл. обл.)
Мемориальная доска 40-й Армии
Афганский мемориал Погранвойск
Семьи погибших
Памятники и мемориалы
Музей "Шурави"
Творчество ветеранов
Культурный центр "Солдаты России"
Воины Отечества
Видео архив
Новые книги
Справочник - Меры социальной поддержки


Патриотическое радио ОТЧИЗНА

70 лет Великой Победы

 Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России)

Екатеринбургское суворовское военное училище          Министерства обороны Российской Федерации

Вшивцев Владимир Сергеевич

Свердловский региональный Совет сторонников партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ»

поиск

МБУ "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты"

Фонд
"Вечная память"
(г. Москва)

Свердловчане,
не получившие награды

С Днем Рождения побратимы!

Встречи однополчан

Помяните нас живые!

Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей














"Свердловское региональное отделение Общероссийской молодёжной патриотической организации Российского Союза ветеранов Афганистана "Наследие"
(СРО ОМПО РСВА "Наследие")


Совместное заявление ветеранских организаций России





31 мая 2009 года На аэродроме Логиново под Екатеринбургом, завершились международные пятидневные соревнования по высшему пилотажу на Кубок губернатора Свердловской области. В общем зачете первое место по итогам трех видов соревновательной программы заняли пилоты команды «Россия-Европа». Серебро у летчиков команды «Россия-Азия», бронза – у спортсменов команды «Урал».Данные соревнования стали этапом отбора в состав национальной сборной России для участия в чемпионате мира по высшему пилотажу, который через несколько дней стартует в Литве.



ПРИВЕТСТВИЕ ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭДУАРДА ЭРГАРТОВИЧА РОССЕЛЯ
ПО СЛУЧАЮ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ
СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВЫСШЕМУ ПИЛОТАЖУ
НА СПОРТИВНЫХ САМОЛЕТАХ ЯК-52
НА КУБОК ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Уважаемые участники соревнований, жители и гости Свердловской области и города Екатеринбурга!
Рад приветствовать вас и поздравить с открытием международных соревнований по высшему пилотажу на спортивных самолетах ЯК-52 на Кубок губернатора Свердловской области!
Свердловская область имеет давние традиции воздушного флота. Авиационные организации Оборонного общества возникли 75 лет назад, в начале прошлого века, и были кузницей кадров гражданского и военного воздушного флота. Поэтому не случайно именно у нас по инициативе РОСТО (ДОСААФ) проходит столь масштабный международный спортивный праздник. Соревнования приурочены к саммиту глав государств Шанхайской Организации Сотрудничества, местом проведения которого в этом году станет Екатеринбург.
Средний Урал имеет богатый опыт проведения престижных международных соревнований самого высокого уровня по различным видам спорта. Уверен, что организаторы приложили все усилия и сделали все возможное, чтобы участники чувствовали себя комфортно на гостеприимной уральской земле. Правительство Свердловской области, РОСТО (ДОСААФ), организации и предприятия в намеченные сроки подготовили аэродром «Логиново» и авиационную технику к проведению соревнований.
Спортсмены Екатеринбурга и Свердловской области неоднократно становились победителями и призерами самых авторитетных авиационных состязаний. Их профессионализм, преданность любимому делу снискали заслуженную высокую оценку судей, симпатии и уважение зрителей.
Желаю всем участникам соревнований крепкого здоровья, ясного неба, новых спортивных высот и побед, которые надолго запомнятся всем любителям небесной акробатики. И пусть победит сильнейший!


Губернатор Свердловской области Э. Э. Россель

 

ПРИВЕТСТВИЕ МИНИСТРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВЛАДИМИРА АЛЬБЕРТОВИЧА ВАГЕНЛЕЙТНЕРА ПО СЛУЧАЮ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВЫСШЕМУ ПИЛОТАЖУ НА СПОРТИВНЫХ САМОЛЕТАХ ЯК-52 НА КУБОК ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

От имени Правительства Свердловской области приветствую всех участников международных соревнований по высшему пилотажу на спортивных самолетах, болельщиков и зрителей!
Сегодня мы имеем возможность воочию увидеть мастерство наших земляков — пилотов свердловской школы ДОСААФ (РОСТО), мастерство асов-авиаторов государств-членов ШОС. В небе над Уральскими горами развернется жаркая спортивная борьба. Зрители станут свидетелями захватывающего зрелища — самых головокружительных фигур прямого и обратного пилотажа.
Уральская земля богата спортивными традициями, в том числе в технических видах спорта. Уральцам свойственно врожденное влечение к преодолению трудностей, покорению природы и техники! Наши спортсмены — неоднократные победители и призеры международных соревнований, чемпионатов и первенств страны по мотокроссу, ледовому
спидвею, радиоспорту, парашютному, авиамодельному спорту.
К сегодняшнему празднику спортивной техники причастны немало жителей нашей области. Кроме спортивной составляющей, проделана большая работа по модернизации аэродрома «Логиново» и подготовке самолетов. Колоссальную слаженную деятельность многих десятков людей по праву можно назвать высшим пилотажем.
Сердечно благодарю всех, кто внес свою лепту в этот замечательный спортивный праздник.
От всей души желаю спортсменам удачи в уральском небе. Пусть победа достанется сильнейшим!

Министр по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области,
заслуженный тренер России В. А. Вагенлейтнер

 

ПРИВЕТСТВИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОСТО СДОСААФ)
ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА
ГЕВОРКА АНУШАВАНОВИЧА ИСАХАНЯНА ПО СЛУЧАЮ
ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
ПО ВЫСШЕМУ ПИЛОТАЖУ НА СПОРТИВНЫХ САМОЛЕТАХ
ЯК-52 НА КУБОК ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Уважаемые участники и зрители соревнований!
Для Свердловской областной организации РОСТО (ДОСААФ) большая честь проводить столь масштабные соревнования. И поэтому мы приложили все усилия для того, чтобы спортсмены и гости нашего праздника воздушной акробатики чувствовали себя комфортно.
Благодаря поддержке и помощи губернатора Свердловской области Эдуарда Эргартовича Росселя и Правительства Свердловской области мы имеем теперь современный спортивный аэродром.
Сегодня наш общий праздник, на котором во всей своей красе и мощи проявятся и мастерство пилотирования самолетов, и крепость духа, и настрой на победу.
В Уральском федеральном округе регулярно проводится открытый Чемпионат по высшему пилотажу, который собирает лучших пилотов не только Курганской, Свердловской, Тюмен-
ской и Челябинской областей, но и других регионов Российской Федерации. Екатеринбургский авиационно-спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ) и его аэродром «Логиново» стали одним из ведущих центров развития авиационных видов спорта в УрФО. Наши летчики на соревнованиях самого высокого ранга показывают чудеса пилотирования, мастерски конкурируют со своими коллегами на международном уровне. Проведение накануне саммита Шанхайской Организации Сотрудничества международных соревнований по высшему пилотажу на спортивных самолетах ЯК-52 на Кубок губернатора Свердловской области и есть признание спортивных заслуг наших уральских пилотов.
Не сомневаюсь, что и сегодня спортсмены подарят нам много великолепных и потому незабываемых зрелищных моментов. Асами соревнования станут еще одним этапом развития авиационных видов спорта как на Урале, так и в России. Ведь помериться своими силами собрались асы высшего пилотажа.
Желаю всем участникам летной погоды, спортивной удачи, ибо мастерства им не занимать, и новых побед!

Председатель совета Свердловской областной организации РОСТО (ДОСААФ)
Герой Российской Федерации генерал-майор Г. А. Исаханян

 

ПУТЬ В НЕБО НАЧИНАЕТСЯ С ... ДОРОГИ

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА:
Сергей Николаевич Скуратов, генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии».
«Пилот 1 -го класса, заслуженный работник транспорта РФ, Отличник воздушного транспорта». Награжден Орденом Почета.
Родился в 1950 году в Свердловске в семье авиаработников. После школы с отличием окончил Бугурусланское летное училище (1967-1970 гг.). Профессиональный путь начал во 2-м Свердловском объединенном авиаотряде в должности второго пилота на самолете АН-2.
В 1973 году поступил в Академию гражданской авиации (г. Ленинград), которую закончил в 1978 году по специальности «Инженер-пилот». С 1975 года работал в Свердловском авиаотряде и прошел все этапы карьерного пути пилота на воздушных судах АН-24, АН-26, ИЛ-18, ТУ-154, ИЛ-86.
После окончания командного факультета академии, в 1984 году, С.Н.Скуратов был назначен на руководящую должность начальника инспекции по безопасности полетов Уральского управления гражданской авиации, а с 1987 года — на должность командира Свердловского объединенного авиаотряда.
В 1993 году, после разделения Свердловского авиаотряда, Сергей Николаевич возглавил авиакомпанию «Уральские авиалинии». С 1998 по 2004 гг. С. Н. Скуратов занимал пост председателя Правления Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта РФ.

РОСТО — организация общественная. Для входящего в ее состав Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба это означает прежде всего внимание и поддержку со стороны общества. УАСК немало друзей. Но самый главный партнер и помощник клуба — авиакомпания «Уральские авиалинии». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью генерального директора авиакомпании Сергея Николаевича Скуратова, который рассказывает о роли Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба в подготовке кадров для авиационной отрасли, совместных проектах АСК и «Уральских авиалиний».

— Сергей Николаевич, Вы были инициатором создания и уже не первый год возглавляете попечительский совет Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба. А какими соображениями Вы руководствовались, когда принимали непростое, как я понимаю, решение взвалить на себя эту дополнительную ношу?
— Авиация — организм сложный. И самолет можно смело назвать одной из вершин технической мысли человека. Поэтому нетрудно предположить, что для управления воздушными лайнерами и их обслуживания нужны высококвалифицированные специалисты, подготовка которых начинается едва ли не с детства, когда под влиянием книг, кинофильмов, примера родителей человек принимает решение связать свою судьбу с авиацией. И очень важно, чтобы в этот момент у него была практическая возможность начать предварительную подготовку к овладению одной из авиационных специальностей. История авиации страны, нашей авиакомпании, да и мой личный опыт свидетельствуют, что роль аэроклубов, как их раньше называли, в данном вопросе переоценить просто невозможно. Огромное количество первоклассных пилотов, авиационных инженеров первые шаги в авиации делали именно в аэроклубах. Их сеть по стране в прежние годы была гораздо шире. Сегодня в России авиационно-спортивных клубов не так уж и много. Очень важно сохранить то, что осталось. И не только сохранить, но и преумножить. Мы помогаем нашему уральскому АСК в том числе и потому, что клуб может поспособствовать и нам в подготовке кадров для авиакомпании. Хотя мы прекрасно понимаем, что не все его выпускники свяжут свою судьбу с гражданской авиацией. Что ж, мы будем гордиться и тем, что внесли свою лепту в подготовку прекрасных спортсменов, их победами на соревнованиях самого высокого уровня. Да и просто тем, что помогли юношам и девушкам найти интересное, а для многих и главное дело их жизни.

— В прошлом году совместно с Екатеринбургским ави-ационно-спортивным клубом вы открыли единственную в России школу юных летчиков. Событие обратило на себя повышенное внимание общественности, прессы. Отвечая на один из вопросов журналистов, Вы сказали, что не ставите для учеников школы обязательным условием последующую работу в авиакомпании. Такой по-настоящему государственный подход можно только приветствовать.
— Что касается школы юных летчиков, то мы, конечно, думали в первую очередь о молодежи Кольцове где базируется авиакомпания «Уральские авиалинии» и живет подавляющее большинство наших специалистов и их семей, и ребятах из Екатеринбурга. Мы четко прорисовали путь молодого человека от школьника до квалифицированного пилота. И такого человека мы ждем в нашей авиакомпании, чтобы предоставить ему свои самолеты для дальнейшей работы. Не исключаем мы и возможности, что выпускники кольцовской школы юных летчиков станут впоследствии, после окончания летных училищ, куда путь им после нашей школы будет, конечно, открыт, специалистами других авиакомпаний. Сделав в Кольцове первый шаг к мечте стать пилотами, молодой человек получает в свое распоряжение все небо страны, и «Уральские авиалинии» не будут в обиде, что потратили свои деньги на ликвидацию дефицита пилотов не только в своей авиакомпании, но и во всем государстве. Сегодня учащиеся школы юных летчиков проходят теоретическую подготовку на базе Уральского учебно-тренировочного центра гражданской авиации, «летают» на тренажерах. В программе и настоящие полеты на аэродроме нашего уральского АСК в Логиново.

— Вы упомянули аэродром в Логиново. Слышал, что там, в том числе и с вашей помощью, идет серьезная реконструкция. Что из задуманного уже удалось сделать?
— На самом деле, главный человек в реконструкции и обновлении аэроклуба — это губернатор Свердловской области Эдуард Эргартович Россель. Он очень быстро понял, оценил и принял все необходимые решения по финансированию АСК, только благодаря ему авиация обрела второе дыхание. Из того, что удалось осуществить на сегодняшний день, прежде всего нужно упомянуть о дороге к аэродрому. Раньше к нему было несколько сложно добраться, а сегодня везде асфальт. Как ни крути, а путь в небо начинается с обыкновенной дороги. И мы ее совместными усилиями построили. Идет реконструкция и других объектов на аэродроме. Хозяйство аэродрома всегда довольно сложное, совершенствовать его — дело хлопотное. Но когда наблюдаешь за выступлениями лучших представителей нашего АСК на празднике в День Воздушного Флота, который мы каждый год организуем вместе, узнаешь о победах спортсменов на международной арене, понимаешь, что усилия потрачены не зря. На аэродроме «Логиново» 26-30 мая 2009 года пройдут и международные соревнования по самолетному спорту на Кубок губернатора Свердловской области по высшему пилотажу на самолетах ЯК-52. И сами соревнования, и новый облик аэродрома повысят авторитет региона, так как международные соревнования достойно представят Свердловскую область в рамках мероприятий саммита ШОС. А в дальнейшем обновленный аэродром, конечно, будет способствовать активизации работы по патриотическому воспитанию, физической закалке и профессиональной ориентации молодежи. Ведь пилотами не рождаются, ими становятся после серьезной подготовки, для которой нужна не менее серьезная материально-техническая база.

Вопросы задавал Игорь Лавренов

«ВМЕСТО СЕРДЦА - ПЛАМЕННЫЙ МОТОР»
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

Русской душе свойственна тяга к героическому. Возможно, поэтому еще в 1917 году в Екатеринбурге возникло Общество друзей авиации. Оно было одним из многих объединений энтузиастов, которые на просторах Российской империи всемерно содействовали развитию отечественной авиации: вело просветительскую деятельность, собирало средства на проектирование и строительство аэропланов, обучение пилотов, закладывало основу сегодняшних науки об авиации и авиационной промышленности. Начатое этим обществом дело продолжили советские осоавиахимовцы.

ОТ МОДЕЛИ К ПЛАНЕРУ, С ПЛАНЕРА НА САМОЛЕТ

После гражданской войны в Свердловске (ныне — Екатеринбурге) создаются различные авиационные кружки: самолетные, планерные, авиамодельные. Одним из первых авиамоделистов в Свердловске стал Евгений Васильевич Волков. Уже в 1923 году, когда в СССР было создано Общество друзей Воздушного Флота, в 1924 году в городе проводятся первые соревнования по летающим моделям самолетов.
В 1930 году Е. В. Волков поступает на работу инспектором авиамодельной подготовки в Уральский областной совет ОСОАВИАХИМа, а в 1935 году переходит работать мотористом в Свердловский аэроклуб. Впоследствии, после Великой Отечественной войны, он возвратился в авиамодельный спорт и более чем за 60-летнюю работу инструктором-авиамоделистом воспитал целую плеяду классных спортсменов.
Прошедший в январе 1930 года II Уральский областной съезд ОСОАВИАХИМа принял решение о создании Свердловской гражданской авиационной школы по подготовке летчиков и мотористов. В феврале того же года на II Всесоюзном съезде ОСОАВИАХИМа немало внимания было уделено развитию авиации. Поэтому инициатива уральцев нашла поддержку. На создание авиашколы в Свердловске выделили 520 тысяч рублей и самолеты. 1 августа в школе начались занятия. В следующем, 1931 году, в торжественной обстановке прошел первый выпуск пилотов. Это означало, что Урал приобрел значение и как кузница кадров для Военно-Воздушных Сил.
30 апреля 1933 года Президиумом Уральского областного совета ОСОАВИАХИМа принято решение об открытии в Уральской области 4-х аэроклубов: Свердловского, Пермского, Нижнетагильского, Надеждинского (Серовского). В 1934 году было решено открыть 9 планерных станций, одну авиамодельную лабораторию, 13 авиамодельных кабинетов и кружков.
В соответствии с решением областного совета в Свердловске (бывшем Екатеринбурге) открывается планерная станция, начальником которой назначается А. Ф. Сизов. Полеты проводились на Митькиной горе (пос. Звездочка), а зимой на городском пруду, а также на Елизаветинской горе (у пос. Елизавет).
Первым начальником Свердловского аэроклуба ОСОАВИАХИМа, начавшего свою работу 23 декабря 1933-го, стал Афанасий Эммануилович Афанасьев, болгарский коммунист, друг генерального секретаря болгарской компартии Георгия Димитрова. В послевоенные годы Афанасий Эммануилович был министром гражданской авиации Болгарии.
Надо отметить, что к августу 1934 года аэроклубы работали более чем в 100 городах СССР.
Об энтузиазме осоавиахи-мовцев наглядно свидетельствует следующий факт. В ночь с 17 на 18 августа 1934 года 30 рабочих Серовского металлургического завода во главе с мастером Булычевым провели субботник, средства от которого были перечислены на строительство аэроклуба и аэродрома. Более того, на собрании трудового коллектива было принято решение на эти же цели перечислить половину дневного заработка.
В 1934 году в трех аэроклубах, работавших на территории Свердловской области, обучалось без отрыва от производства 435 человек.
В 1935 году в областной газете «Колхозный путь» публикуется статья о патриотическом почине колхозников Манчажского района Свердловской области, которые начали собирать средства нам покупку самолета для Свердловского аэроклуба. Благодаря информационной поддержке и личному участию журналистов, удалось собрать средства на приобретение трех самолетов: «Ман-чажский колхозник», «Ирбитский колхозник», «Колхоз имени Куйбышева».
Президиум областного совета ОСОАВИАХИМа объявил благодарность коллективу газеты, а заместителя редактора газеты Н. Новогрудского и сотрудницу Н. Язову наградил ценным подарком.
И это только один из примеров поддержки уральцами своихаэро-клубов. А известный на весь мир завод «Уралмаш» с самого начала своей работы взял шефство над Свердловским аэроклубом. Тысячи его рабочих прошли обучение в кружках ОСОАВИАХИМа, сотни — в аэроклубе. Многие из них стали военными летчиками. Учился прыжкам с парашютом и инженер Николай Иванович Кузнецов, в годы Великой Отечественной войны ставший легендарным разведчиком, Героем Советского Союза.
Только один Свердловский аэроклуб за довоенный период своей работы подготовил около 1500 пилотов, 50 механиков, 25 авиамотористов, 47 стрелков-механиков.
В то тревожное, но полное энтузиазма время поэт А. Жаров писал:

Сегодня
Вниманье, любовь и заботы,
И силы, и песни свои
Включаем
В стрекочущий
Хор самолетов,
Готовых
Рвануться в бои.

ВСЕМ СОСТАВОМ -НА ФРОНТ

Война была близка. В ее начале Свердловский аэроклуб преобразуют в 27-ю авиационную школу Уральского военного округа, а позже в 36-й запасной авиационный полк. В декабре 1941 г. формируется и отправляется под Москву 734-й полк, укомплектованный в основном из летного и технического состава Свердловского аэроклуба. Командиром полка назначается Герой Советского Союза майор Летучий. Через некоторое время вместо майора Летучего командиром полка назначают бывшего командира звена Свердловского аэроклуба А. В. Стяжкова. Полк под их руководством прошел с боями от Москвы через Воронеж, Сталинград, Донбасс, Курск, Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и закончил войну в Австрии. За боевые операции ему присвоено звание гвардейского и он стал 97-м гвардейским авиационным полком, а за Ясско-Кишиневскую операцию переименован в Измаильский и награжден орденом Суворова.
Почти всем летно-техниче-ским составом и техникой убыл на фронт и Нижнетагильский аэроклуб. Сначала он перебазировался в Свердловск на аэродром «Арамиль». Здесь собственными силами в полевых условиях учебные самолеты У-2 были переоборудованы в боевые легкие бомбардировщики. Летный состав прошел переподготовку по бомбометанию в ночных условиях. Затем из числа летно-ин-структорского состава курсантов был сформирован 698-й легкобомбардировочный авиационный полк. Эта часть свой боевой путь начала в декабре 1941 года на аэродроме «Дягилеве» г. Рязан-и. Затем были аэродромы Тулы, Калуги, Мосальска. В 1942 году полк был расформирован. Летно-технический состав отправлен в тыл на переучивание на новые типы самолетов ИЛ-2. После переучивания летно-технический состав направлялся на пополнение других авиационных частей.
В начале 1943 года в Нижний Тагил передислоцируется Калужский аэроклуб, продолживший эстафету подготовки авиационных кадров на Урале. В мае того же года из Калужского аэроклуба и планерного звена Нижнетагильского аэроклуба создаются два отряда: планерный и парашютный, которые затем преобразуются в пара-шютно-планерный клуб. Перед клубом ставилась задача ежегодно готовить 50 планеристов на грузовых планерах и 400 парашютистов для воздушно-десантных войск.
Парашютисты готовились методом проведения 10-дневных сборов и выполнением 5 прыжков с парашютом. За первое место и успешное выполнение государственного плана среди парашютно-планерных клубов страны приказом народного комиссара обороны СССР в 1943 году клуб был награжден переходящим Красным знаменем, которое удерживал до 1946 года. Также был поощрен и личный состав клуба.
За годы Великой Отечественной войны 19 воспитанников аэроклубов ОСОАВИАХИМа Свердловской области стали Героями Советского Союза, а Михаил Петрович Одинцов и Григорий Андреевич Речкалов удостоены этого высокого звания дважды.

ЧЕРЕЗ РЕОРГАНИЗАЦИИ К НОВЫМ ВЫСОТАМ

Закончилась война, в организациях ОСОАВИАХИМа подводились итоги работы за 1945 г. Интерес представляет внеочередное заседание президиума областного совета ОСОАВИАХИМа, на котором обсуждался один вопрос — «О выполнении социалистических обязательств за 1945 г. Нижнетагильским парашютно-планерным клубом». В принятом постановлении отмечалось, что «парашютно-планерный клуб с честью выполнил свои социалистические обязательства и обеспечил досрочное выполнение годовых заданий по подготовке бойцов-парашютистов на 209%, по подготовке техников-укладчиков парашютов— на 186%, по подготовке пилотов-планеристов и буксировщиков— на 165%. Парашютно-планерный клуб закрепил за собой первое место по Советскому Союзу и переходящее Красное знамя Центрального совета ОСОАВИАХИМа СССР, присужденное ему в 1944 г.». Президиум принял решение представить к награде начальника клуба тов. Поколодного, его помощника С. А. Сокольникова, а также инструкторов-летчиков и техников Н.Ф.Кузнецова, В. В. Федорова, Ф. И. Колоколова, И. А. Дмитриева, И. П. Михайлова, Н. А. Агафонова (зав. военным отделом ГК ВКП(б), Ф. И.Тихонова, В. К. Бойцова, С. В. Петрова (инструктор ГКВКП(б). В 1946 году аэроклуб возвращается в Калугу, а в Нижнем Тагиле остаются работать планерная станция и авиамодельная секция.
В сентябре 1950 года возобновляет свою деятельность Свердловский аэроклуб.
Только за период с 1951 по 1977 годы в нем были подготовлены 418 летчиков, 448 планеристов-спортсменов. Таков результат труда его начальников: полковника Петра Семеновича Осеева, летающего комиссара в полку трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба; Героя Советского Союза Спартака Иосифовича Маковского; Александра Ивановича Макеева; Георгия Константиновича Циомы; Николая Ивановича Суслова, Александра Гершовича Фурмана.
В 1962 году в Нижнем Тагиле на базе планерной станции создали авиационно-спортивный клуб, начальником которого назначается военный летчик майор запаса В. П. Каретников. Благодаря его организаторским способностям в короткое время с помощью местных властей был заново сформирован деловой и работоспособный коллектив. Клуб получает новое помещение и авиационную технику. Активизируется учебная и спортивная работа.
В 1962 году клубу выдано контрольное задание на подготовку планеристов-спортсменов — 20 человек, судей по авиационным видам спорта — 5 человек, авиамоделистов 3 разряда — 25 человек, судей по авиамодельному спорту — 10 человек.
Приказом № 25 от 6 февраля 1962 года областной комитет ДОСААФ закрепляет за клубом планерный кружок первичной организации ДОСААФ металлургического комбината г. Серова.
В 1966 году в клубе появляются первые мастера спорта СССР: по планерному — Ольга Наумовна Карпушкина, по парашютному — Виктор Тихонович Дулов.
За период с 1962 по 1971 годы в Нижнетагильском аэроклубе было подготовлено 13 мастеров спорта СССР, 7 кандидатов в мастера спорта, 170 спортсменов 1-го разряда, около 4000 — 2-го и 3 разрядов. В клубе
ежегодно занималось свыше 300 юношей и девушек, совершалось около 5000 прыжков с парашютом и около 800 часов налета на самолетах.
В 1963 году в связи с сокращением Вооруженных Сил на 1 млн. 200 тыс. человек была проведена реорганизация авиационных организаций ДОСААФ. Аэроклубы перевели в разряд авиаспортклубов с резким сокращением штатов. Так, из Свердловска переводится в Ижевск вертолетный отряд, а самолетный отряд сокращается до звена. В 1966 году сокращается планерное звено, и планера передаются в Нижнетагильский АСК.
Но несмотря ни на какие перемены авиационные организации ДОСААФ активно занимаются спортивной работой. Только лишь одними спортсменами-парашютистами Свердловского АСК с 1955 по 1990 год было установлено 180 мировых рекордов. В 1968 году абсолютным победителем Спартакиады народов СССР становится воспитанник Свердловского авиаспортклуба С. А. Киселев. Впоследствии его включают в сборную СССР. С. А. Киселев — первый в стране парашютист, освоивший выполнение фигур в свободном падении, первый оператор, проводивший киносъемки в свободном падении. Долгое время он занимался парашютной подготовкой космонавтов. Почетный мастер спорта, двукратный чемпион мира, полковник в отставке С. А. Киселев в настоящее время ответственный секретарь Федерации авиационных видов спорта России. Несмотря на свой преклонный возраст, он продолжает прыгать с парашютом.
Спортсмены-парашютисты Свердловского АСК своими достижениями принесли заслуженную славу не только своему клубу, но и всей областной организации РОСТО. В клубе подготовлено три заслуженных мастера спорта СССР, три чемпиона мира, в том числе и абсолютный чемпион мира Евгений Васильевич Ткаченко. Уже более 40 лет воспитанники клуба включаются в сборную СССР, а сейчас и России. За 75 лет в стенах клуба по программе «Парашютист начальной подготовки» прошли обучение свыше 20 ООО человек, 15 000 из них получили третий спортивный разряд.
А когда в 1961 г. началась космическая эра, то одной из первых женщин в Центр подготовки космонавтов приглашается воспитанница клуба, возглавлявшая в то время женскую сборную команду СССР, 5-кратная рекордсменка мира, чемпионка Европы, выпускница стройфака УПИ Ирина Бояновна Соловьева, готовившаяся, как и Валентина Терешкова, к самостоятельному полету в космос. Сегодня Ирина Бояновна — полковник в отставке, кандидат психологических наук. Отметившая 6 сентября 2007 г. свое семидесятилетие, она по-прежнему в строю, продолжая работать преподавателем в Центре подготовки космонавтов.
31 июля 2008 г. произошло еще одно радостное для уральцев событие: на чемпионате мира по парашютному спорту среди юниоров воспитанница Екатеринбургского АСК Арина Прокопьева стала абсолютной чемпионкой мира, в том же году парашютист Дмитрий Ярушников установил мировой рекорд в категории на точность приземления.
Свою лепту в спортивную славу АСК Среднего Урала внесли и летчики. Отчет их спортивных побед идет с 1957 г., когда бронзовым призером первенства СССР становится Н. А. Трофимов.
В 1959 году чемпионом СССР становится мастер спорта Н.А.Васильева. В1967-1979 годах чемпионами Уральской зоны РСФСР становятся мастера спорта СССР В. П. Якимов и А. Г. Фурман. В 1987-1989 годах призерами первенства РСФСР становятся мастера спорта СССР И. Баранов, X. X.Гиниатуллин. В 2000 году чемпионкой России становится О. Чернякова. Все они — воспитанники Свердловского (ныне Екатеринбургского) авиационно-спортивного клуба. В 2000 году чемпионкой России становится О. Чернякова. В 2001 г. бронзовым призером первенства России становится кандидат в мастера спорта А. Чигарев. Всего с 1959 по 2001 год в клубе выращено 18 мастеров самолетного спорта.
Призерами чемпионатов России в 2002-2008 гг. становятся пилоты О. Суслов и Г. Беленикин.
В 2008 г. команда Екатеринбургского АСК заняла первое место в чемпионате Приволжско-Уральского региона (этапа чемпионата России) по высшему пилотажу на спортивных самолетах. Член команды Олег Суслов включен в сборную России. Этот летчик на чемпионате России 2008 г. в г. Серпухове стал бронзовым призером за обязательный комплекс упражнений. Команда по высшему пилотажу Нижнетагильского АСК заняла на чемпионате УрФО третье место. Екатеринбургский АСК стал одним из инициаторов проведения чемпионата России по парашютному спорту на точность приземления «Европа-Азия-Атриум» и розыгрыша кубка имени В. Д. Гмызина. 11 раз это состязание проводилось непосредственно на границе Азии и Европы. Последние два года — на аэродроме АСК «Логиново».
У истоков чемпионата, проходящего на границе Европы и Азии, стоял замечательный, увлеченный человек, спортсмен с большой буквы Владимир Дмитриевич Гмызин. Будучи главой администрации Кировского района Екатеринбурга, он много внимания уделял сохранению и развитию детско-юношеского спорта, воспитанию гражданских качеств подрастающего поколения. При участии Владимира Дмитриевича на Урале сложилась одна из сильнейших в России школ парашютистов. А ныне парашютистов Среднего Урала тренирует его жена, Тамара Андреевна, мастер спорта по классическому парашютизму, призер чемпионатов СССР и Вооруженных Сил, подготовившая в стенах Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ, а затем РОСТО с 1978 по 1990 годы для ВДВ более тысячи парашютистов. Она же самый активный организатор чемпионата.
Примечательно, что областной государственной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2007-2009 годы по инициативе областной организации РОСТО (ДОСААФ) предусмотрено выполнение учебно-тренировочных прыжков с парашютом допризывной молодежи Свердловской области. Екатеринбургский и Нижнетагильский АСК с этой задачей справляются. Ежегодно полторы сотни воспитанников военно-патриотических клубов совершают по три прыжка за счет бюджета области.
В 1965 г. в Екатеринбургский авиационно-спортивный клуб пришел Владимир Федорович Коровин. Благодаря ему авиамоделисты клуба добиваются значительных успехов, среди них появляются мастера спорта. Так, в 2008 году итоговый протокол, насчитывающий 132 фамилии, 13-этапного розыгрыша Кубка России в классе радиоуправляемых моделей планеров на продолжительность полета возглавил юниор из Екатеринбурга Дмитрий Гашнев. Его земляк Алексей Щеголев был на второй позиции. Третий результат у еще одного уральского юниора — Владислава Фрунзе из Нижнего Тагила.
Воспитанники старшего тренера команды мастеров авиамоельного спорта фонда «Команды мастеров Свердловской областной оборонной спортивно-технической организации», тренера сборной России, вице-президента Федерации авиамодельного спорта Российской Федерации, заслуженного работника физической культуры России, заслуженного тренера СССР Владимира Коровина входят в состав сборной России.
Вспоминая былое, отдадим должное тем, чьим самоотверженным трудом АСК ДОСААФ на Среднем Урале пережили все реорганизации и катаклизмы последних десятилетий.

 

НАД НЕБОМ ЛОГИНОВО

Стенд, извещающий о том, что неподалеку от трассы Екатеринбург— Курган находится аэродром Екатеринбургского АСК, заметен издалека. Поворот и асфальтированная дорога выводит вас к самолетным стоянкам и взлетно-посадочным полосам. Приятно радуют взор добротно построенные домики для размещения спортсменов. А здание комбинированного парашютного старта придает всей этой картине солидность.
Рассказать о том, как рождался спортивный аэродром «Логиново», мы попросили Александра Гершо-вича Фурмана, ветерана РОСТО (ДОСААФ). 20 лет он руководил
Свердловским АСК, а в 1990 году перешел работать в областной комитет ДОСААФ на должность заместителя председателя по авиации,затем работал начальником Уральского регионального авиационного отдела ДОСААФ.
«1 августа 1931 года в Свердловске при областном совете ОСОАВИ-АХИМа была открыта школа пилотов гражданской авиации. Начальником школы был назначен Георгий Марте-мьянович Тюменев. Школа произвела два выпуска пилотов, большинство из которых стали ядром летного состава открытого еще 1 января 1928 года аэродрома гражданской авиации
«Уктус». В 1933 году школа пилотов была реорганизована в аэроклуб ОСОАВИАХИМа, начальником которого назначили Афанасия Эммануи-ловича Афанасьева, работавшего до этого назначения начальником авиационного отдела областного совета ОСОАВИАХИМа.
Полеты аэроклуба проводились на построенном для этих целей аэродроме близ поселка Арамиль. Аэроклуб производил по два выпуска пилотов в год вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда все аэродромы ОСОАВИАХИМа вместе с техникой и личным составом перешли под командование военного округа.
После окончания войны постановлением правительства требовалось возвратить аэродром аэроклубу, однако рядом уже действовал переданный гражданской авиации аэродром «Кольцово» и использование воздушного пространства для аэроклуба было очень ограничено. Аэроклубу для полетов был определен аэродром «Уктус», на котором полеты самолетов гражданской авиации были очень редкими. Однако со временем работа аэропорта «Уктус» стала более интенсивной. Аэроклуб же перешел на обучение пилотов с самолетов ПО-2 на ЯК-18. Появился в аэроклубе и вертолетный отряд, проводивший обучение на вертолетах МИ-1, и в 1955 году было принято решение в летний лагерный период базироваться на запасном аэродроме ВВС Уральского военного округа «Логиново». По окончании лагерного периода всю технику перегоняли на «Уктус» и зимние полеты проводили там.
Но на аэродроме «Логиново», располагавшемся в 60 км восточнее Свердловска, никаких строений не было. Воду завозили водовозкой из деревни Логиново. Электроэнергии на аэродроме также не было. Для питания курсантов и летно-техниче-ского состава построили деревянную столовую. Курсанты и летно-тех-нический состав жили в палатках. Одновременно с летной работой в «Логиново» подыскивалось место для строительства своего аэродрома. Тем более что решением Совета Министров РСФСР средства для этой цели выделили. В 1957 году было определено место для аэродрома в 25 км юго-западнее Свердловска и 1 км западнее поселка Горный Щит. На основании распоряжениея Совмина РСФСР от 17 августа 1957 года произвели землеотвод участка площадью 230 га. К 1960 году аэродром и жилой городок были готовы к эксплуатации. Однако зимой 1960 года над Свердловском случилась катастрофа самолета ТУ-104. В связи с этим изменили схему захода на посадку в аэропорт «Кольцово». Наш аэродром «Горный Щит» оказался под глиссадой снижения заходящих на посадку самолетов
гражданской авиации. Поэтому высоту полетов в «Горном Щите» нам ограничили до 200 м. Это аэроклуб совершенно не устраивало. А затем директивой ГШ ВВС от 3 августа 1960 года вообще была запрещена эксплуатация этого аэродрома. Поэтому в 1961 году аэроклуб полностью перебазировался в Логиново. В 1964 году аэроклубы реорганизовали в авиаци-онно-спортивные клубы. Были резко сокращены штаты, отменено задание министерства обороны по подготовке пилотов резерва для ВВС. АСК оказался на аэродроме «Логиново» без учебной базы, жилья, воды, электроэнергии и дороги. В 1965 году на должность на

Назад

http://old.old.rsva-ural.ru/


навигация

56 ОДШБр
СПЕЦНАЗ

Афганский фотоархив

Воспоминания, дневники

Карты Афганистана
Военная история
Техника и вооружение
Законы о ветеранах
Советы Юриста
Страница Психолога
Военно - патриотическая работа
Поиск однополчан
Гостевая книга
Ссылки
Контакты
Гимн СОО РСВА
Российский Союз ветеранов Афганистана
Победители - Солдаты Великой Войны
Таганский ряд
Музей ВДВ \
Автомат и гитара - стихи и песни из солдатских блокнотов
Ансамбль ВДВ России Голубые береты
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОСТО (ДОСААФ).
 Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества.
Записки офицера спецназа ГРУ.


2006-2024 (с) РСВА Свердловская область
Все права защищены, полное или частичное копирование материалов с сайта только с согласия владельца вопросы и предложения направляйте по адресу info@old.rsva-ural.ru
Разработка сайта
Дизайн студия D1.ru

Всего посетителей: 15360517