Четвертый по результативности советский ас Великой Отечественной войны Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково, ныне поселок Зайково Свердловской области. Окончил 6 классов неполной средней школы и аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии, в 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.
С июня 1941 года младший лейтенант Речкалов в действующей армии. Несмотря на то, что перед самой войной у него был обнаружен дальтонизм, его все равно допустили к полетам - летчиков не хватало.
РАВНЯЯСЬ НА ЛЕГЕНДУ
Речкалов был определен в состав того же самого 55-го истребительного авиационного полка (вскоре ставшего 16-м гвардейским ИАП), где его сослуживцем был знаменитый Покрышкин. Однако, в отличие от Покрышкина, воевать Речкалов начал не на МиГ-3, а на И-153. На этом самолете с тактическим номером 13 он одержал свою первую победу, 27 июня 1941 года залпом реактивных снарядов сбив одного из атаковавших его Me-109. Старожилы полка вспоминали, что до апреля 1941 года на этом самолете летал Покрышкин и лишь потом он пересел на МиГ-3.
Вскоре Речкалов потерпел на этом самолете аварию, после чего его пересадили на И-16, на котором он успел сбить два самолета - Ju-88 и PZL P-24 - один из тех польских истребителей, на которых в сентябре 1939 года перелетели в Румынию польские летчики. Нейтральная тогда Румыния интернировала польские самолеты, а став в 1940 союзниками Гитлера, румыны включили их в состав своих ВВС.
НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ И НА ОДНОМ КРЫЛЕ...
26 июля в районе Дубоссар при штурмовке вражеской колонны Речкалов был ранен в голову и ногу огнем с земли, привел машину на свой аэродром и угодил в госпиталь, перенес там три операции - ранение в ногу оказалось тяжелым. После выздоровления Речкалова, как и героя фильма «Небесный тихоход», определили в полк ночных бомбардировщиков У-2. Однако,
в отличие от героя знаменитого фильма, Речкалов с этим назначением не согласился, и добился встречи с командующим ВВС фронта, который направил Речкалова переучиваться на Як-1. Лишь 30 марта 1942 года, освоив Як-1 и еще раз побывав в госпитале - трудно выходил осколок - Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой родной полк. Участвуя в 20 боях, он делает около сотни боевых вылетов, доводит число своих побед до 6, сбив 4 самолета лично и 2 - в составе группы.
ГРОЗА НЕМЕЦКИХ СТЕРВЯТНИКОВ
К маю 1943 года командир звена 16-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Г.А. Речкалов совершил 194 боевых вылета, в 54 воздушных боях сбил лично 12 самолетов противника и 2 - в составе группы.
24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважный летчик удостоен звания Героя Советского Союза.
К июню 1944 года уже заместитель командира полка гвардии капитан Г.А. Речкалов совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях, сбил лично 48 самолетов противника и 6 - в группе.
1 июля 1944 года за успешно проведенные воздушные бои, летчик повторно удостоен звания Героя Советского Союза.
СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЯД «АЭРОКОБРЫ»
Вскоре полк переместился на 1-й Украинский фронт и принял участие в Львовско-Сандомирской операции. Затем действовал над Польшей, над Вислой и Одером. Последние бои Речкалов провел над Берлином в апреле 1945 года. К концу войны
он стал самым результативным летчиком, летающим на «Аэрокобре» (44 победы). Эта боевая машина широко известна по военной кинохронике, как истребитель А. Покрышкина. Дело в том, что кинооператоры снимали Александра Ивановича на фоне именно этого самолета (видимо, хотели показать множество звезд - отметок о победах). Звездочки, обозначавшие воздушные победы, наносились слева на носу самолета, причем расположены были точно так же, как и на предыдущей машине. Подкрыльевые крупнокалиберные пулеметы были сняты. Красные верхушки вертикального оперения и кок - отличительный знак 16-го гвардейского истребительного авиационного
полка. Буквы Р.Г.А. (на хвосте за звездой) - инициалы пилота - Речкалов Григорий Андреевич.
Через много лет после окончания войны у Григория Речкалова как-то спросили, что он больше всего ценил в «Аэрокобре», на которой одержал столько побед: скорость, мощь огневого залпа, обзор из кабины, надежность мотора? Речкалов ответил, что, конечно, все перечисленные достоинства машины очень важны. Но, главное все-таки было... радио. На этой машине была отличная, редкая по тем временам радиосвязь. Благодаря ей пилоты в группе разговаривали между собой, как по телефону. Кто что увидел - сразу все знают. Поэтому никаких неожиданностей в боевых вылетах у них не бывало.
Всего Григорий Речкалов выполнил более 450 успешных боевых вылетов, в 122 воздушных боях сбил 56 самолетов лично и 6 - в составе группы.
После войны Речкалов продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военновоздушную академию. С 1959 года гвардии генерал-майор авиации ГА. Речкалов - в запасе. Жил в Москве. Написал книги о военных буднях - «В гостях у молодости», «Пылающее небо войны», «В небе Молдавии». Умер отважный летчик 22 декабря 1990 года.
Дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов был награжден орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1 -й степени, Красной Звезды (дважды), многими медалями. На малой родине летчика установлен бронзовый бюст.
http://old.old.rsva-ural.ru/