Мы продолжаем публикацию очерков из книга «Герои России Уральского федерального округа», выпущенной холдингом «Таганский ряд» в декабре 2012 года. Общий тираж издания составил 7 тысяч экземпляров, книга безвозмездно переданы в учебные заведения, библиотеки, музеи, войсковые части, ветеранские и общественные организации Уральского региона.
В год выпуска из военного училища лейтенант О. Касков был направлен в Чечню. 4 апреля 1996 года под Белгатоем молодой офицер, получив тяжелую контузию, вытащил из горящего танка солдата, сохранил боевую машину и продолжил вести бой, уничтожая огневые точки противника. Внук ветерана Великой Отечественной войны, он через полвека после Победы достойно продолжил боевую биографию своего рода. На фронте воевали пять братьев Касковых, один из которых в 1945 году был удостоен звания Героя Советского Союза.
«37-Й ГОРИТ!»
Боевики - циничные бухгалтеры войны. Они любят получать бонусы за уничтоженную российскую боевую технику, убитых солдат и офицеров. В то апрельское утро 1996 года под Белгатоем они, наверное, уже подсчитали свое долларовое вознаграждение за горящие танки Т-72. Подбить в течение короткого времени два танка, один из которых шел с колейным минным тралом КМТ-7, - большая удача. Но всю бандитскую бухгалтерию нарушил лейтенант Олег Касков.
Это случилось накануне дня рождения Олега, которому на следующий день исполнялось двадцать четыре года. А могло и не исполниться. Мощный фугас саперы обнаружили на входе в населенный пункт Белгатой. Сначала попытались его разминировать, потом отказались от этой затеи. Мало ли какой «сюрприз» оставили боевики. Зачем рисковать людьми? Головная походная застава 166-й мотострелковой бригады остановила свое движение. Касков велел водителю-механику заглушить двигатель, осмотрелся. В голове дозора находились разведчики и саперы, далее танк с тралом, где командиром толковый сибиряк сержант Павел Захаров из его взвода. За ним БРТ саперов с большим запасом тротила внутри. Перед танком Каскова - БМП-2 «Удар» разведчиков.
Пока саперы занимались своей опасной рутинной работой, Олег сказал механику-водителю Алексею Бабину: «Леха, выйди, разомнись». Двигаться несколько часов на первой передаче - истинное мучение для «меха». Он вылез из машины, сел на пушку, подогнул ноги в кирзовых сапогах - это и спасет их ему. Наводчик Дима Гранкин занял командирское место. Все ребята опытные, обстрелянные. После уничтожения фугаса методом подрыва образовалась воронка полтора метра в глубину и три метра в ширину. Попытка боевиков «поймать» танк на фугас не вышла.
Зато бандитам удался обстрел станковым противотанковым гранатометом. Первый залп пролетел мимо. Выстрел СПГ-9 ударил в правую сторону башни. Касков услышал по связи голос Паши Захарова: «37-й горит!». 37-й - танк Каскова. Это были последние слова в жизни сержанта. По танку с тралом боевики выпустили ПТУР. Сержант Захаров погиб сразу: кумулятивная струя ушла влево, где рядом с пушкой находится амбразура ПКТ. Павла убило затвором пулемета. Все эти подробности Олег узнает потом.
Экипажу Каскова повезло больше. Струя ушла вправо. Она убила бы механика-водителя, окажись тот на своем месте. Алексея просто сдуло с брони, он улетел за танк. Маленького роста, худенький, он лежал на земле, на нем горела одежда. К нему и бросился лейтенант Касков, после того как вытащил из горящего танка наводчика орудия Дмитрия Гранкина.
Рассказывает Герой России полковник О. Касков: «СПГ-9 вошел в броню, проломил пару противокумуля-тивных коробок. Такое ощущение, будто дали кувалдой по голове. Мы получили контузии, ожоги, но главное -остались живы. Коробки сработали, увели его в сторону. Удар был сильный, от него разворотило бак, в котором была соляра. Все загорелось. От фары «Луна» остались лишь обугленные проводы, она просто испарилась. Дмитрий Гранкин стоял на месте командира, высунувшись по грудь из брони, на него полетела соляра, осколки. Я находился на месте наводчика. Все загорелось - место механика-водителя, мой комбинезон, висевший на ветровом щитке, башня танка. Никогда не забуду крик Гранкина: «Я горю!» Я выдернул его из люка, хотя он весил восемьдесят килограммов, выбросил его за танк, стал тушить буквально руками, прикрывать телом. Рядом находились разведчики, они были просто шокированы от увиденной картины, сразу оказали помощь.
Алексея Бабина я оттащил от танка подальше, так как здесь был простреливаемый участок местности. Сбил с него огонь, а он молчит. Когда коснулся его ног, он закричал: «Ноги, командир!». Я его перевернул на живот и потащил, он кричал: «Командир, больно!» Вколол ему промедол. Когда срезали сапоги с его ног, то увидели на ступнях запеченные синяки. Подошва солдатских сапог, принявшая удар, сохранила ему ноги. Моих ребят сразу эвакуировали на БМП, их жизни были спасены.
Я сел на место механика-водителя, отвел танк чуть вправо, освободил дорогу, встал на прямую наводку, сделал четыре выстрела по противнику. Но тут заклинило пушку, она стала на гидростопор. Все замыкало и сверкало. Решение созрело такое: танк убрать за бугор, чтобы не подбили во второй раз. Тут подошли главные силы, вызвали огонь артиллерии и авиации. Подъехали начальник разведки, командир 1-го батальона, после чего начались активные действия.
Однако на дороге оставался второй подбитый танк, который препятствовал продвижению подразделений 166-й мотострелковой бригады. Мы с механиком-водителем Ва-кулой убрали танк с дороги. Такую картину не забыть. Я иду между двумя тралами, чтобы боевики не зацепили огнем. Прикрываясь тралом, выехали задним ходом. Стали разбираться, что произошло с моей машиной. Нашел причину. Устранил ее, поехал один воевать на танке. В Белгатое работал по наводке своих разведчиков. Прыгал с места командира на место наводчика, наверное, раз пять, расстрелял из пушки весь боекомплект. ПКТ и НСВТ на моем танке были повреждены. Вот так и воевали.
Но на этом, как говорится, приключения дня не закончились. По связи прошла информация: погиб командир танкистов. Такое определение могло относиться только ко мне, хотя погиб командир танка Паша Захаров. Из 166-й мотострелковой бригады информацию передали в 276-й мотострелковый полк, к которому я был прикомандирован. Когда возвращался назад мимо КП бригады, меня увидели живым и сильно удивились. Тут же передали в полк: Касков жив. Хорошо, что первичная информация не дошла до Урала».
ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ, ПЕРВЫЙ ГЕРОЙ
В январе 1998 года в газете «Кыштымский рабочий» на первой полосе был помещен репортаж с похорон Героя Советского Союза Леонида Каскова. «Ушел из жизни последний из троих Героев Советского Союза, наших земляков», - этими словами начинался газетный материал. А заканчивался он так: «Проститься с Героем Советского Союза приехал кадровый офицер Российской армии, родственник Леонида Александровича по мужской линии Олег Касков. Месяц назад ему присвоено звание Героя России».
На сегодняшний день Олег Касков - первый и единственный Герой России в городе Кыштыме Челябинской области. Герой Советского Союза Леонид Касков был родным братом Аркадия Каскова, деда Олега. О присвоении внучатому племяннику звания Героя России Леонид Александрович узнал при жизни, был очень рад и горд. Касков - фамилия военная, род боевой. На фронте воевали пять братьев Касковых, двое из них не вернулись. Всего в семье бывшего солдата русской дореволюционной армии Александра Николаевича Каскова было девять детей.
Леонид Александрович Касков не раз рассказывал мальчишке о фронтовых делах - лихих кавалерийских рейдах, форсировании водных преград, поддержке наступающих танков и пехоты. Название реки Одер маленький Олег знал хорошо, поскольку командир эскадрона 14-й гвардейской кавалерийской Мозырской дивизии старший лейтенант Леонид Касков Золотую Звезду Героя получил за захват 30 января 1945 года моста через Одер и станции Альткессель, удержание в течение трех суток до подхода основных сил. Форсирование Одера -дорога к Берлину, кратчайший путь к победе. Это на фронте знал каждый солдат.
Офицер-кавалерист воевал азартно, дерзко, решительно. При этом командир эскадрона берег солдат. Когда в 1943 году ему было приказано поднять людей в атаку под ураганным огнем противника, он смог выполнить боевую задачу и сберечь людей. Дважды делал ложную демонстрацию атаки. Немцы постреляли и устали. В третий раз они огонь не открывали. И тогда Касков стремительным броском прорвался в их окопы.
СВОЕ МЕСТО В БОЮ
Касков - фамилия военная, Олег ее полностью оправдал. В тот зимний день 1996 года его танковый взвод обеспечивал передвижение 166-й бригады под Ведено. Прошли Майртуп, повернули на юг. И тут замыкающую часть колонны обстрелял 120-мм миномет. Мобильный миномет боевики изобрели лихо. Приварили его основание к полу кузова ГАЗ-66, накрыли тентом, и готова артиллерия на колесах. Наглеца следовало наказать. Олег вышел на связь с экипажами танков своего взвода, распределенных по колонне. Танкисты самой дальней машины доложили: «Мы его достать не можем, не позволяет рельеф местности». Доложил другой командир танка: «Я миномет вижу в прицеле, попробуем завалить». Попытался -не попал. ГАЗ-66 ушел в «зеленку». Но она вскоре заканчивалась, дорога шла в гору, видимость открывалась замечательная, как в тире.
В такие минуты просыпается инстинкт охотника. Лейтенант Касков предложил комбригу: «Давайте, я его завалю с первого выстрела». Полковник недоверчиво покачал головой. Олег попросил: «Только уберите людей перед танком».
Уверенность рождалась не на пустом месте. Параллельные дороги расходились. Машина боевиков должна была свернуть и уехать в горы, став удобной мишенью, что называется, на догонном курсе. Так оно и вышло. Экипаж Каскова стрелял с места, в полной тишине, с дистанции примерно 3750 метров. Все дальнейшее напоминало кадры кинофильма: вспышка взрыва, отлетает кабина. Реплика комбрига: «Ничего себе!» - дорогого стоит.
Каждый должен знать свое место в бою. Участие в рейдовых действиях заставляло анализировать роль и место танков на чеченской войне. Лейтенант О. Касков исходил из боевой эффективности надежных и грозных Т-72. Он обратился к комбригу: «Отпустите меня в головную походную заставу, к разведчикам. Ну что я с вами иду в середине колонны? Поставьте сюда БМП».
У Олега Александровича - сочный и образный язык, который вырабатывает война. Одно из любимых слов -«замануха». Оно напоминает другое слово - «заваруха». «Для нас самое главное - ввязаться в бой, войти в боевое соприкосновение с противником, обнаружить его, - говорит полковник О. Касков. - Боевики ведь не выходят на дорогу, к себе не подпустят. Они наносят удары из-за домов, из канав, «зеленки». Боевые ситуации развиваются стремительно. На запрос артиллерии уходит время. Танк в условиях горной войны приобретает уникальное значение мгновенной артиллерийской поддержки, устройства огневых засад. «Замануха» чаще всего случается у войсковых разведчиков, которые идут впереди с саперами. Я к ним отношусь с огромным уважением. Разведка -опасное дело. Из-за ранений в разведроте 166-й бригады менялось до трети личного состава. Работая в тесном взаимодействии с разведчиками, мы выработали свою тактику в бою. Они становились танковыми корректировщиками. К тому же мой танк и БМП разведчиков нередко работали в одной связке, когда мы обнаруживали противника. Огневой удар по нему был стремительным и эффективным. Боевиков мы плющили неплохо, а это опытный и сильный противник».
ЗВОНОК ОТ КОМАНДУЮЩЕГО
«По тревоге» вызванный в штаб полка старший лейтенант О. Касков не мог сообразить, зачем понадобился начальству.
- Тебя, - протянул ему трубку ЗАС начальник штаба.
- Командующий войсками округа.
- Ну, сынок, - сказал генерал-полковник Юрий Греков, - поздравляю. Подписан указ о награждении тебя высоким званием Героя Российской Федерации. Округ гордится тобой!
Золотая Звезда Героя России старшему лейтенанту О. Каскову была вручена накануне нового 1998 года в Кремле. Через полгода Олег поступил в Общевойсковую академию Вооруженных сил РФ. Он был самым молодым слушателем этого элитного военного вуза. Он так и не стал любителем комфортной службы и московской жизни, стремился вернуться в войска. В дальнейшем проходил службу в должностях командира танкового батальона, заместителя командира 341-го танкового полка, начальника штаба, начальника мотострелкового отдела базы хранения военной техники, начальника штаба 276-го мотострелкового полка.
В феврале 2007 года подполковник Олег Касков был назначен на должность старшего преподавателя факультета военного обучения УГТУ-УПИ. В настоящее время начальник военной кафедры специальной подготовки ФВО учебного военного центра Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Постоянное место службы офицера - родной Урал. Вместе с женой Ольгой Олег воспитывает двоих сыновей - Игоря и Дмитрия. В сущности, обычная жизнь российского офицера, который достойно воевал, честно служит Отечеству. На таких офицерах и держится наша армия.
http://old.old.rsva-ural.ru/