Город Асбест, что в девяноста километрах от Екатеринбурга, славен местным отделением Российской общественной организации инвалидов войн и военных конфликтов. Впрочем, как говорит его председатель Ильяс Зиятов, в работе организации участвуют не только те, кто получил во время службы Родине в горячих точках тяжелое ранение, но и все, кто воевал в Афганистане, Чечне, Дагестане. Приходят в отделение и молодые ребята, которые еще и в армии не служили.
- Им нравится наш крепкий, дружный коллектив, - говорит Ильяс Зиятов, - наши традиции взаимопомощи. Люди у нас в коллективе неравнодушные. И разведчики, снецназовцы составляют самую активную его часть. Они проводят большую общественную работу, встречаются с молодежью. К сожалению, год назад ушел из жизни майор запаса Сергей Кочергин. Вот это был настоящий талант. Его часто приглашали во все учебные заведения Асбеста, и он так умел рассказать о службе, что юноши и девушки сидели, раскрыв рты, и слушали.
В Афганистане Кочергин воевал в составе 176-го отряда специального назначения, был начальником штаба у еще одного «асбестовского» ветерана Игоря Голякова.
- Игорь Голяков, Григорий Веретенников, Сергей Мамиев, Валерий Еремин – одни из самых активных штыков в нашей организации, - утверждает Ильяс Зиятов. – Они люди неравнодушные, и этим отличаются прежде всего.
Почти со всеми, кого назвал Ильяс Зиятов, удалось побеседовать. Говорили мы о том, какой след оставила в их судьбе разведка, чему научила и как помогает в сегодняшней жизни.
Медаль «За отвагу» и два ордена Мужества
Заместитель Ильяса Зиятова в Асбестовском местном городском отделении Российской общественной организации инвалидов войн и военных конфликтов Григорий Веретенников срочную службу проходил в разведывательной роте Воздушно-десантных войск в Кабуле.
- Почему попал именно в Воздушно-десантные войска? – вопросом на вопрос отвечает Григорий. – До армии парашютным спортом в Свердловском аэроклубе занимался.
Парашютным спортом, причем на профессиональном уровне, занимался Григорий Веретенников и десять лет после срочной службы в Афганистане. Выступал за команду Уральского военного округа, что, в конечном счете, и привело его на службу по контракту в бригаду специального назначения, которая в начале девяностых годов прошлого века появилась в Асбесте.
Когда в 1995-м полыхнуло в Чечне, Григорий Веретенников был одним из первых командирован, как тогда говорили, в «горячую точку». В бригаде он оказался единственным на тот момент военнослужащим с реальным боевым опытом, и его знания были просто бесценными.
Потом был Дагестан в 1999-м, вторая Чечня и тяжелое ранение, которое беспокоит до сих пор. Ранение не позволило Григорию продолжать дальше служить в бригаде специального назначения, так что его второй срок службы оборвался на восьмом году.
Получается, что военной службе Григорий Веретенников отдал десять лет. Но каких лет! Наполненных не только занятиями на полигонах, учениями, но и суровыми испытаниями, боевыми операциями.
Разведка, в которой служил Григорий, всегда шла впереди. В Афганистане на счету младшего сержанта Веретенникова более шестидесяти боевых операций.
- Нам, как разведчикам, приходилось, прежде всего, собирать разведданные, - рассказывает Веретенников. – А еще перехватывать караваны с оружием, что везли моджахеды из Пакистана, и свои колонны прикрывать. Наша техника по дороге идет, а мы за ней по горам. Не одну пару тапок стоптали. Их, конечно, в официальной форме одежды не было, но нам хорошую «гражданскую» обувь присылали. Помню, как-то пришла большая посылка от московских комсомольцев с кроссовками отечественного производства «Кимры». Замечательные были кроссовки.
За Афганистан Григорий Веретенников был награжден медалью «За отвагу», а за Чечню – двумя орденами Мужества. Но самая большая его награда за армейскую службу – друзья. Со времени его службы в Афганистане прошло почти тридцать лет, а Григорий до сих пор с однополчанами, разбросанными по всему бывшему Советскому Союзу, переписывается, ездит к ним в гости. При встрече друзья вспоминают, как их, разведчиков, учили не только быть сильными, но и усидчивыми, сообразительными. А если нужно, то и дерзкими. И они были такими, честно исполняя свой долг перед Родиной.
Спецназовец – товар штучный
Вся служба подполковника запаса Сергея Мамиева, а это без малого тридцать лет, прошла в спецназе. Начинал он со службы срочной, призыва через три года после увольнения в запас на сборы, где Сергея, как он сегодня вспоминает, уговорили поступать в школу прапорщиков. Потом было военное училище, которое он окончил экстерном, присвоение, уже в Афганистане, звания лейтенанта.
В афганском 173 отряде специального назначения Главного разведывательного управления он командовал инженерной группой. Его саперы прикомандировывались к каждой разведгруппе, что уходила на задание.
После Афганистана, продвигаясь по служебной лестнице, Мамиев служил в бригадах специального назначения сначала в Грузии, потом в Асбесте. С высоты своего опыта он может смело утверждать, что спецназовец – товар штучный.
Чтобы стать мастером своего дела, офицера-спецназовца нужно готовить как минимум три года, подготовка солдата длится полтора года.
- Раньше, когда я еще был солдатом, - вспоминает Сергей Мамиев, - нас учили, что в группе спецназа, уходящей на задание, все должны быть взаимозаменяемы. Если я сапер, то должен освоить специальность санинструктора. И наоборот. Спецназовец, разведчик должен быть не только сильным, выносливым, но и грамотным. Он должен уметь все. А для этого его нужно хорошо готовить. У нас в бригаде специального назначения и повара, и весь обслуживающий персонал занимались боевой подготовкой наравне со всеми, с парашютом прыгали. Теперь нашу асбестовскую бригаду расформировали. А что создали? Непонятно. Вызывает много вопросов и подготовка солдата современной российской армии, что служит один год. Вот мой сын год прослужил, а стрелял … всего пять раз. Выход в такой ситуации один – больше внимания уделять допризывной подготовке, обучать ребят в системе ДОСААФ.
«Вы лучшие, и равных вам нет!»
Наш разговор с Валерием Ереминым начался с его сообщения о том, что он почти всех своих однополчан с днем спецназа ГРУ, который отмечается 24 октября, уже поздравил.
- Из нашей 459-й отдельной роты спецназа ГРУ, - рассказывает Валерий Еремин, - человек пятнадцать на «Одноклассниках» зарегистрировались. Так что проблем с общением нет. У всех ребят уже дети взрослые, но Афганистан и нашу так называемую кабульскую роту спецназа никто не забывает. Таких отношений, как во время службы больше у нас уже не было, и друзей таких настоящих. Там же все на виду. Если ты подлец и трус, от товарищей это не скроешь. Если ты хороший человек, то это тоже сразу видно.
В Афганистане Валерий Еремин служил вместе со своим земляком Володей Мицкусом, известным сегодня в «афганском» движении человеком.
- Вместе мы были и в единственной в Советском Союзе «учебке» спецназа в Печорах под Псковом, и в Чирчике, и в Афганистане, - вспоминает Валерий Еремин. – Много лет с тех пор прошло, но косточка у нас по-прежнему спецназовская. Тогда ведь психологическая подготовка мощная была. Я до сих пор помню, как нам говорили: «Вы лучшие, и равных вам нет».
С благодарностью вспоминает Валерий Еремин и легендарного своего командира Николая Губанова. Профессионал до мозга костей, осенью 1980-го года он готовил Еремина и его товарищей к боевой работе и вместе с ними прибыл в Афганистан.
- С ним единственным никто и никогда не боялся ходить на задания, - вспоминает Еремин. – Все знали, что он никого не оставит, в любом состоянии вытащит и сделает все как надо. Недавно Николай Губанов написал книгу о спецназе и нашей роте. Об Афганистане и работе там спецназа он написал предельно откровенно и, конечно, со знанием дела. Замечательная, каких мало, книга получилась. С удовольствием ее прочитал. И название для книги Губанов правильное выбрал – «Солдат своей армии». Все мы, и разведчики, и пехотинцы, и артиллеристы, и связисты, солдаты своей армии.
Игорь Лавренов
http://old.old.rsva-ural.ru/